Несколько слов про нынешний "бензиновый кризис". Тезисно.
1. Нефть и нефтепродукты представляют собой высоколиквидный товар, для перевозки которых на дальние расстояния существует развитая инфраструктура. При этом, нефтепродукты стандартного качества - наиболее ликвидный товар. То есть, если в одной стране цена растёт, то в соседней стране, где нефтепродукты производятся, цена также будет расти - так как производитель будет продавать его там, где это выгоднее. В определённой степени, этот рост можно сдерживать таможенными пошлинами, но это имеет свою оборотную сторону - см.ниже.
2. Причины роста мировых цен: на АШе много лет говорили о том, что отрасль нефтедобычи крайне недофинансирована, что сланцевые производители работают себе в убыток, что разработка новых месторождений существенно дороже, чем существующих. Пример. Мировые цены наконец отразили данный факт, из-за запоздания - с определённым перехлёстом.
3. Также не будем забывать, что производство нефтепродуктов - тоже весьма затратное мероприятие. (Лукойл вложил только в нефтепереработку за 10 лет свыше 10 млрд.долл.)
Более того, если почитать подробный отчёт о состоянии дел в российской нефтепереработке, то можно встретить следующие слова:
Технологические показатели российской нефтепереработки по-прежнему отстают от развитых стран.
Выход светлых нефтепродуктов в 2017 году составил 62%, что значительно ниже среднеевропейского уровня (около 72%). Реализация текущих программ модернизации НПЗ позволит достигнуть показателей европейских стран.
До 2024 года в России планируется ввод 68 новых установок вторичных процессов. Их суммарная мощность составит 101 млн т, из них на долю углубляющих процессов приходится 46 млн т, облагораживающих – 51 млн т, прочих – 4 млн т. Общая стоимость проектов превышает $20 млрд.
Начиная с 2011 года условия деятельности нефтепереработки постоянно ухудшаются, маржа упала с $13/барр в 2011 году до $3/барр в 2017 году. В какой-то мере снижение маржи обусловлено сокращением так называемой таможенной субсидии (разницы между ставками пошлин на сырье и на нефтепродукты), изначально ее размер был завышен, но сегодня она уже зачастую не покрывает логистическое отставание. В начале 2018 года маржа НПЗ продолжила падение.
При этом ежегодно, а то и два раза в год увеличиваются акцизы на нефтепродукты, которые не перекладываются в полном объеме на потребителей. К примеру, в начале 2018 года оптовые цены на автомобильный бензин при поставках на внутренний рынок оказались ниже цен равнодоходности с экспортом на 5–9 тысяч рублей на тонну.
4. При этом, те меры, которыми предлагается сдерживать дальнейший рост цен на бензин, иначе как драконовскими не назовёшь. В настоящий момент обсуждается предложение Роснефти: о запрете на экспорт нефтепродуктов с целью снижения внутренних цен. То есть будут убиты два зайца:
- нефтепереработка будет отключена от высокодоходного направления (экспорт) и
- маржа на внутреннем рынке дополнительно снизится.
Я думаю, если это предложение будет реализовано, то на российской высокотехнологичной нефтепереработке можно будет поставить жирный крест.
|